20.01.2013

Торт 'Муравейник'

Интересные раньше всё-таки были рецепты. У нас сегодня есть повод, поэтому мы накануне пекли торт. И испечь я решила именно торт Муравейник, потому что мама уже давно требовала его от меня, да и вообще интересный он. Но признаюсь, я даже представить не могла, что рецепт может быть до такой степени заверчен и закручен. Казалось бы, что там печь? Масло, яйца, сахар, мука. Ну, сметана, может быть ещё, да. Ну и крем какой-нибудь не очень трудный, а украшение по желанию, как и всегда. Но не тут-то было. Достала я мамину старую тетрадку с записями, чтобы посмотреть, как же делать этот самый Муравейник и диву далась. Во-первых, поразило однообразие тортов. Не рецептов выпечки в целом, там есть вкусное печенье, разные пряники и вафли, в общем-то, много интересного, тут согласна, а вот конкретно торты. Коржи везде готовятся разными способами, торты есть слоёные, есть бисквитные, а вот крем везде одинаковый! Как ни крути, но везде сметана и сахар, всё взбить, охладить и промазать. Опять взбить, охладить и промазать. Я не спорю, наверное, в то время как-то трудно было придумать что-то сложное, не было средств, не было возможности, эту возможность и не давали людям тогда. Но всё же это меня немного вогнало в ступор. Ну да ладно. Торт, который мне нужен был, я нашла быстро.
Читать рецепт пришлось не долго, потому что подробных описаний я к нему так и не нашла. Лишь количество ингредиентов, которому я тоже поразилась, описание крема, который так же оставил меня в каком-то заблуждении (для него всего-то две банки варёной сгущёнки, всё!), а больше ничего нет. Тогда стала додумывать сама, получилось отлично. Торт получился очень вкусным, таким, каким от меня его ждали, а это приятно, осознавать, что я оправдала ожидания :)
Думаю, у вас в семьей такой торт знают. Может быть, вы даже готовите его часто. Но я бы повторять не стала, если только вновь, по особому случаю. Всё дело в выпекании этих самых маленьких штучек, которые и составляют основу торта. Штучками я называю даже не печенье, хотя, наверное, испечь из теста можно и его. По большому счёту, не так важно, в форме чего вы будете выкладывать тесто на противень, всё равно потом придётся разломать готовые штучки на мелкие кусочки, чтобы скрепить их варённым сгущённым молоком и отправить застывать на холод.
Если вы почитаете оригиналы или просто любые рецепты, то увидите, что там пишут, что тесто надо пропустить через мясорубку. Признаю, я пыталась это сделать, но безуспешно, поскольку масло быстро таяло, тесто просто не проходило и оставалась внутри конструкции. Думаю, этот процесс контролировать можно. Если вы печёте по какому-то другому рецепту, то, возможно, у вас получится пропустить тесто через мясорубку и даже натереть его на тёрке. В моём рецепте тесто получается очень пластичное, но я не могу сказать, что что-то с ним не так. В конечном-то итоге торт идеальный, такой, какой должен быть, правда вкусный и красивый даже :) Но вот пропустить через мясорубку у вас не получится. Я отламывала кусочки и просто выкладывала на противень. Выпекаются штучки из теста не больше 13-15 минут при температуре 190С, поэтому четыре противня с такими малютками испеклись очень быстро. Отщипывайте от охлаждённого теста кусочки и выкладывайте на лист. Готовые штучки остудите и наломайте помельче, не в крошку, но на мелкие кусочки.
В торт есть грецкие орехи. Их потребуется не очень много, но можно количество увеличить до абсолютного любого, если есть желание. В рецептах, которые я видела, был изюм, был даже мак. Были разные орехи. Но в классическом Муравейнике всегда именно грецкий орех. Их надо крупно порубить, добавить к готовой песочной крошке, а потом соединить это всё с кремом.
Для крема потребуется две банки варёной сгущёнки, которую вы можете сварить и сами, купив обычное сгущённое молоко. В рецепте, по которому пекла я, так и было написано, что необходимо молоко сварить, я, конечно, этого делать не стала, поскольку знаю, что сегодня можно найти отличное варёное сгущённое молоко и в магазине. Крем и представляет собой только две этих банки сгущёнки, нет ни масла, ни яиц. В этом-то и была проблема. Мне казалось, что как минимум должна быть пачка масла, чтобы получилась кремообразная консистенция и легко можно было смешать потом её с выпеченной крошкой, но нет. Решила не менять ничего и знаете, безумно рада, что не стала готовить по каким-то другим рецептам. Был вариант крема и на основе яиц, и со сливочным маслом. Было много разных вариаций (об этом всём читала в интернете), но я решила оставить так, как есть. Зря волновалась на счёт того, что торт не скрепится, всё отлично закрепилось и торт быстро застыл в холодильнике.
Теперь на счёт того, какой формы должен быть ваш торт. Здесь есть несколько выходов. Во-первых, исходя из названия торта, можно смело сказать, что должна быть горка. Муравейник же в виде горки всегда. И практически все так и делают этот торт. Чтобы собрать горку, надо просто выложить полученную смесь из крошки и варёной сгущёнки в виде горы. Но на мой взгляд, если делать одну горку из полученной смеси, то получится слишком огромный муравейник. Да и есть в таком виде торт не очень удобно, я люблю отрезать по кусочку и сервировать тарелки. Есть вариант ещё, так же с горкой, но сделать это в виде пирожных. То есть небольшие пироженки в форме муравейника, потом так же украсить каждый и оставить застывать в холодильнике. Но изначально мы начали готовить торт, поэтому тортом надо бы и закончить. Тогда есть последний, самый приемлемый вариант, которым я и воспользовалась, сейчас даже не жалею, торт вышел красивый :) Возьмите разъёмную форму маленького размера и распределите полученную смесь по одну и стенкам, тщательно надавливая на неё, чтобы не оставалось просветов. Потом уберите в холодильник часа на два, а после этого снимите стенку формы и украшайте, как вам нравится. Торт получится цельным, идеально ровным и не будет проблем с тем, что он рассыпается, вы легко нарежете его на ровные кусочки и подадите к столу. 
Можно взять форму и простую, без вынимающегося дна. Тогда просто проложите её плёнкой в несколько слоёв так, что края плёнки свисали со всех сторон формы и укладывайте торт. Как только торт застынет, можно будет потянуть за плёнку и аккуратно вынуть его из формы. Этот вариант непроверенный, конечно, поэтому не могу гарантировать 100% результат. 
Хотелось бы сказать и о самой структуре теста. В рецепте всё как-то неоднозначно. Я привыкла печь по конкретному пути. Если тесто рубленное слоёное, то масло должно быть холодным, а жидкости практически быть не должно. Если кекс, то масло должно быть размягчённым, а жидкости должно быть много (4 яйца - минимально, но плюс ещё сметана, молоко или алкоголь). А если бисквит пеку, то масло обычно надо растапливать и добавлять к яичной смеси. Консистенция бисквитного теста жидкая, кексовое тесто крутое, но должно падать с ложки одной массой. Если тесто - основа, то оно должно быть крутым. Здесь же всё вместе и в куче, но получилось очень вкусное печенье-штучки, когда я выпекала их партиями. Половина теста замешана способом, как если бы это было рубленное тесто, а половина, как будто я пеку бисквит. Не пугайтесь такой технологии, наверное, в то время не было чего-то определённого и пекли так, как хотели, но получалось ведь всегда вкусно. Вспомните только бабушкины пироги или пирожки, вспомните мамины булочки и блинчики. Наверное, не было правильного способа, как нет его в принципе и сейчас. Пекли так, как хотели, а я не стала ничего менять и доверилась маминой старой тетрадке :) 
Думаю, если добавить больше сахара, можно испечь вкусное печенье, которое потом можно чем-нибудь украсить или соединить, сделав печенье-сэндвичи. Сахар, кстати говоря, действительно здесь в малом количестве. Но торт будет невозможно сладким, у нас ведь две банки варёного сгущённого молока, а это не мало, я вам скажу. Так что сладкоежкам понравится, а вот тем, кто предпочитает умеренную сладость и отдаёт предпочтение простым шоколадным тортам, вроде Праги, к примеру, такой торт, может, не придётся по душе, хотя кто знает. 
Украшала я растопленным горьким шоколадом. Именно горьким, потому что хотелось как-то отрегулировать сладость вкусов. Горький шоколад гармонично вписался. Рисовала им паутинку ложкой, а по краям просто нанесла шоколадный слой, дав возможность ему стечь к низу.
Готовый торт обязательно оставьте на ночь в холодильнике. Пусть настоится. Я всегда говорю, что тортам нужно время, поэтому пеку с вечера, а вам советую освободить один вечерок и провести его на кухне, если вдруг вам захотелось чего-то нового. Этот торт не из быстрых, придётся повозиться, да и руки вы точно испачкаете :) Когда надо соединить смесь из крошек и сгущёнки, приходится откидывать все ложки и лопатки мешать руками, чтобы тщательно соединить обе стороны. 
В наших магазинах такой торт можно купить. Помню, когда я была маленькая, он продавался в виде муравьиной горки, сейчас такую форму торту придавать перестали по каким-то причинам, поэтому продают вот такие Муравейники, в форме простого торта, украшенные грецким орехом и шоколадом :) Мой торт похож на магазинный и не сразу понятно, сама ли я сделала его. Я-то знаю, что сама и все, кто знают меня, тоже это понимают, но получился он очень красивым, спорить не стану :) Он таким должен был быть, хоть меня по началу и пугал сам рецепт и технология приготовления.
Это ещё раз доказывает, что нет ничего невозможного, что при большом желании приготовить можно всё, что угодно. Надо только времени больше, ингредиенты все иметь под рукой и обладать терпением, без него никак. 
Мы идём в гости с тортом, поздравлять бабушку, которая нас уже ждёт, а вас я оставляю обмозговать рецепт, поразмышлять и вдохновиться на что-нибудь новое и интересное. Надеюсь, вы решитесь сегодня на отчаянный поступок. Пусть это будет просто приготовление какого-то блюда, которое раньше казалось вам чем-то трудным. Пусть это будет поступок в отношении кого-либо. Пусть это будет действие в свой адрес, которое вы не совершали, потому что боялись что-то испортить. Давайте сегодня откинем все сомнения и страхи и вместе преодолеем барьер. И неважно, какого размера будет это препятствие. Важно, что вы через него перепрыгнете.


10 комментариев:

  1. Вот как ты написала про однообразность сметанных тортов, мне всегда точно так же думалось про крем "сливочное масло+сгущенка", у моей бабушки он во всех тортах :)
    Мне кажется я за всю жизнь лишь раз "муравейник" ела, и то готовили его не родственники, а просто бабушкина соседка угощала, но там видимо было действительно вареное молоко, потому что склейка более карамельной, чем просто вареная сгущенка была. А вообще, как всегда чудесно, Ник :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо большое :)
      точно, сметана + сахар, масло + сгущёнка - это те крема, которые всегда везде выручали, мне кажется)) никакого разнообразия :)
      муравейник на варёной сгущёнке вообще делают всегда, будет время, попробуй приготовить :) если сладкоежка, то оценишь точно :)

      Удалить
  2. ох-ну только поела же тортик...и опять хочу сладкое-муравейник обожаю, но ни разу не готовила...надо бы попробовать)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. возни многовато с ним, конечно, но если очень хочется, то можно и посидеть часок другой на кухне :)

      Удалить
  3. у меня воспоминания из детства о муравейнике ) только у нас было все гораздо проще - разламывали печенье (типо юбилейное) и заливали вареной сгущенкой и в холодильник! было вкусно )))

    ОтветитьУдалить
  4. Очень необычно оформила торт) вообще обожаю его) тортик из детства!

    ОтветитьУдалить
  5. is it possible for you to translate or type your recipe rather than a photo? your cake looks heavenly and i would love to try it. i translated the page but the translator will not translate the text on the photo. hope you can help. thank you

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. of course, cook it!

      Anthill Cake
      Flour - 450 g
      Cold butter - 200 g
      Eggs - 3 pcs.
      Baking soda (pay vinegar) - 1 tsp
      Sugar - 100 g
      Milk - 100 ml

      For the cream:
      boiled condensed milk - 340 g + 340 g (2 banks)

      For the decoration:
      Dark chocolate - 100 g
      Walnuts - 100-150 g (chopped)

      Flour and butter chopped into crumbs, set aside.
      In a separate bowl beat eggs and sugar until fluffy. Add soda and milk, beat again.
      Connect both the mixture and knead a soft dough.
      Divide the dough into 8 pieces and put into the refrigerator for two hours.
      Heat oven to 180C, grease a baking sheet.
      From each part of the test to break off a small piece and put it on a baking sheet, at a distance of 1-2 cm from each other.
      Bake the dough pieces in several passes for 10-15 minutes. Cool.
      Ready to lay out pieces of dough in a bowl and break.
      Prepare a split form with a diameter of 20 cm
      Mix crumbs dough with walnuts and condensed milk.
      Put the mixture on the bottom of the form and spread.
      Remove the cake in the refrigerator overnight.
      Remove the mold walls and decorate a cake.
      To melt the chocolate decorations and decorate the cake.

      Удалить
  6. Сделала! Шикарный, спасибо большое) Почти такой же красивый получился :)

    ОтветитьУдалить